- МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
МЕТРИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от греч. métron мера), или квантитативное (от лат. quantitas количество), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по времени произношения (изохронизм), достигаемой упорядоченностью долгих и кратких слогов в стихе. Обычно употребительно в языках, в которых долгота и краткость гласных имеют смыслоразличительное значение (хотя бывают исключения, напр.: чешский и сербскохорватский языки, в которых есть значимая долгота, не приняли М. с., а тюркские языки, в которых нет долготы, приняли). Наибольшее развитие М. с. получило в античном стихосложении, в арабском и персидском арузе, в санскритском джати; по некоторым предположениям, оно свойственно также и финскому и классическому китайскому стихосложению.
В основе М. с. лежит измерение стиха условными временными единицами морами (матрами), объединяемыми в такты (стопы и группы стоп); обычно краткий слог считается равным одной море, долгий двум (реже нескольким) морам. Строго говоря, следует различать чисто-метрическое стихосложение, в котором задан только временной объем такта, заполняемого любыми укладывающимися в него сочетаниями слогов, и силлабо-метрическое стихосложение, в котором внутри тактов различаются слоговые позиции, допускающие одни варианты заполнения и не допускающие других.
И чисто-метрические и силлабо-метрические стихосложения сосуществуют в санскритской поэзии («матра-чанда» и «акшара-чанда») и в античной поэзии (стих песенной лирики и стих речитативного эпоса, драмы, элегии, ямба). Древнегреческие теоретики, которым это казалось противоречием, стремились описать и тот и другой стих в терминах только или чистой метрики (т. н. «мусическая теория»), или силлабо-метрики (т. н. «ритмическая теория»). Филологи XIX в. в своих взглядах на М. с. продолжали первый подход: считалось, что в древнейшем народном творчестве слово целиком подчинено музыке и что через эту стадию естественно проходят стихосложения всех народов. Филологи XX в. держатся ближе ко второму подходу: данные сравнительные стиховедения позволяют думать, что М. с. развилось из силлабического стихосложения сперва в конце силлабического стиха, предупреждая о стихо-разделе, некоторые слоговые позиции стали заполняться преимущественно долгими или преимущественно краткими слогами (так в ведийских стихотворных размерах), потом эта нормализация распространилась на большинство позиций в стихе (так в эолийских размерах греческой лирики), и лишь потом возник принцип «долгий слог равен двум кратким» и выработана система замен (в ионийском гекзаметре и позднейших размерах). И наоборот, на исходе своего развития, когда в греческом и латинском языках долгота и краткость перестали быть смыслоразличительными, их М. с. переходит в силлабическое стихосложение византийской и романской поэзии. Однако высокий авторитет античной поэзии вызвал в XVIXVII вв. и позднее ряд попыток ввести М. с. и в новоязычную европейскую поэзию (Э. Спенсер в Англии, Ж. А. де Баиф во Франции, К. Геспер в Германии, Мелетий Смотрицкий на Украине).
М. Л. Гаспаров.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.